Основной квест
Диагностика
Все приблизительно знают детскую возрастную периодизацию: в два месяца ребенок должен уметь держать голову, в шесть — сидеть, в 1 год — ходить, в 2 — говорить. Если ребенок в пять лет не ходит и не говорит, ни у кого не возникает сомнений, что это проблема и ее нужно решать. Возрастная периодизация не заканчивается на детском возрасте: она продолжается всю жизнь. Каждому жизненному этапу соответствует своя задача — смотрите таблицу ниже. Если человек в ~25 лет не создал семью или не реализовался в профессии в ~35 лет, это тоже проблема и ее нужно решать.

Умения держать голову, сидеть, ходить и говорить нужны для физического развития и адаптации в социуме. Умения строить долгосрочные отношения и реализовываться в профессии нужны для личностного развития и тоже адаптации. Представляете как сложно ребенку играть со сверстниками, когда он не умеет ходить и говорить? Так же сложно взрослому эффективно взаимодействовать в социуме, когда он не умеет строить отношения и реализовываться в профессии.

1. Младенчество: доверие – недоверие (рождение – 1 год)

Степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит от качества материнской заботы. Если мать чутко заботится об индивидуальных потребностях ребенка и дарит ощущение, что она сама тот человек, которому можно доверять, то ребенок воспринимает мир безопасным и стабильным местом, а людей заботливыми и надежными.

Чувство доверия не зависит от количества пищи или проявлений родительской нежности, оно связано со способностью матери передать ребенку чувство узнаваемости, постоянства и тождества переживаний — эмпатии.

Младенцы должны научиться доверять не только внешнему миру, но и внутреннему: чувствовать побуждения внутренних органов и спокойно переносить временное отсутствие матери.

Если мать транслирует ребенку ненадежность, несостоятельность и отвержение, то ребенок воспринимает мир и людей недружелюбными, подозрительными, появляются недоверие и опасение за свое благополучие. Чувство недоверия может усилиться, когда ребенок перестает быть для матери главным центром внимания: возвращение к работе, рождение следующего ребенка.

Основной вопрос: «Могу ли я доверять миру?» Положительное качество — бонус «игры» — надежда.

2. Раннее детство: автономия – стыд и сомнение (1 – 3 года)

До наступления этой стадии дети полностью зависят от родителей. Затем развивается нервно-мышечная система, речь и социальная избирательность — дети начинают исследовать окружение и взаимодействовать с ним более независимо.

Они гордятся приобретенными навыками и хотят все делать самостоятельно: умываться, одеваться, есть, открывать ящики, разворачивать конфеты.

Благоприятное разрешение кризиса зависит от готовности родителей постепенно предоставлять детям свободу самостоятельно осуществлять контроль над своими действиями.

Если родители нетерпеливо и настойчиво делают за ребенка то, что он может сделать сам или, наоборот, ожидают действий, которые ребенок еще не в состоянии выполнить, появляются стыд, неуверенность и сомнение в своих способностях.

В зрелости у таких людей наиболее вероятно проявится обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР), которое лежит в основе расстройства пищевого поведения (РПП).

Социальное дополнение автономии — система правопорядка. Родители всегда должны быть справедливыми и с уважением относиться к правам и привилегиям других, чтобы в зрелом возрасте дети были готовы принять ограниченную автономию.

Основной вопрос: «Могу ли я управлять собственным поведением?» Положительное качество — бонус «игры» — воля.

3. Возраст игры: инициативность – чувство вины (3 – 7 лет)

В это время социальный мир ребенка требует от него активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, похвала является наградой за успехи.

У детей появляется дополнительная ответственность за себя и за то, что составляет их мир: игрушки, домашние животные, братья и сестры. Они начинают интересоваться трудом других, пробовать новое и допускать, что на других людях тоже лежит определенная ответственность.

Успехи в освоении речи и развитие моторики дают возможность контактировать со сверстниками и более старшими детьми за пределами дома, что позволяет участвовать в разнообразных играх. Это возраст, когда дети начинают чувствовать, что с ними считаются, а их жизнь имеет цель.

Будет ли у ребенка чувство инициативы превосходить чувство вины зависит от отношения родителей к проявлению его волеизъявления. Дети, чьи самостоятельные действия поощряются, чувствуют поддержку инициативы.

Дальнейшему проявлению инициативы способствует признание родителями права ребенка на любознательность и творчество, когда они не высмеивают и не тормозят его фантазию.

Если родители не позволяют ребенку действовать самостоятельно, у него появляется чувство вины. Дети также испытывают вину, если родители наказывают их в ответ на потребность любить и получать любовь от родителей противоположного пола.

Когда ребенок скован чувством вины, от чувствует покинутость и собственную никчемность. Такие дети боятся постоять за себя, они ведомые в группе сверстников и чрезмерно зависят от взрослых. Им не хватает целеустремленности и решимости, чтобы ставить перед собой реальные цели и добиваться их.

Социальное дополнение инициативности — экономическая система общества. Потенциальные способности ребенка трудиться продуктивно в будущем и его самодостаточность зависят от способности разрешить кризис данного этапа.

Основной вопрос: «Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?» Положительное качество — бонус «игры» — цель.

4. Школьный возраст: трудолюбие – неполноценность (7 – 12 лет)

Этот период характеризуется возрастающими способностями ребенка к логическому мышлению и самодисциплине, а также способностью взаимодействовать со сверстниками в соответствии с предписанными правилами.

Любовь ребенка к родителю противоположного пола и соперничество с родителем своего пола уже сублимировались и выражаются во внутреннем стремлении к приобретению новых навыков и успеху.

У детей развивается чувство трудолюбия, когда они начинают обучаться в школе. Появляется интерес узнать что и как устроено, который подкрепляется и удовлетворяется окружающими людьми и учителями.

Если дети сомневаются в своих способностях или статусе в среде сверстников, это может отбить охоту учиться и сформировать чувство неполноценности. Кроме того, негативное влияние оказывает первостепенное значение пола, расы, религии или социально-экономического статуса вместо уровня знаний ребенка и его мотивации учиться.

Чувство компетентности и трудолюбие сильно зависят от школьной успеваемости. Однако, если дети воспринимают школьные достижения или работу как единственный критерий по которому можно судить об их достоинствах, они могут стать простой рабочей силой в установленной обществом иерархии.

Следовательно, истинное трудолюбие означает не просто стремление быть хорошим работником. Оно базируется на уверенности в том, что в поисках важных индивидуальных и общественных целей человек может оказывать положительное влияние на общество — нести пользу другим людям.

Основной вопрос: «Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?» Положительное качество — бонус «игры» — уверенность.

5. Юность: эго-идентичность – ролевое смешение (12 – 18 лет)

Основная задача периода — собрать воедино все имеющиеся к этому времени роли (сын/дочь, школьник, студент, спортсмен, музыкант) и интегрировать их в личную идентичность.

Неспособность юных людей достичь личной идентичности приводит к ролевому смешению — неспособности выбрать карьеру или продолжить образование.

Появляется пронзительное чувство бесполезности, душевного разлада и бесцельности.
Подростки ощущают неприспособленность, деперсонализацию, отчужденность и бросаются в сторону «негативной» идентичности — противоположной той, что настойчиво предлагают родители или сверстники.

Молодые люди пытаются укрепить свои социальные роли. Иногда это выливается в болезненную озабоченность тем, как они выглядят в глазах других по сравнению с тем, что сами думают о себе.

Чувство эго-идентичности — это сформированный «Образ Я», который считывают и принимают другие. Если внутреннее ощущение себя согласуется с тем, что считывают значимые другие, подросток чувствует себя уверенно и комфортно.

В социальном и эмоциональном отношении созревание подростков предполагает формирование новой оценки мира и отношения к нему. Они могут придумывать идеальные семьи, религии, философские системы, общественные устройства, а потом сравнивать и сопоставлять задуманное с несовершенством реального мира.

Во многих обществах подросткам разрешены отсрочки в принятии взрослых ролей — психосоциальный мораторий. Он реализован в форме системы высшего образования, что дает возможность молодым людям попробовать различные социальные и профессиональные роли до того, как они решат, что им нужно на самом деле.

Есть и другие примеры: многие молодые люди обращаются к различным религиозным системам или пробуют альтернативные формы брака и семьи до того, как найдут свое место в обществе.

Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, — верность — способность подростка быть верным своим привязанностям и обещаниям, несмотря на неизбежные противоречия в его системе ценностей.

Основной вопрос: «Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции?» Положительное качество — бонус «игры» — верность.

6. Ранняя зрелость: интимность – изоляция (18 – 25 лет)

Формальное начало взрослой жизни: период ухаживания, раннего брака и начала семейной жизни. В течение этого времени молодые люди ориентируются на получение профессии и «устройство».

Появляется настоящая готовность к интимным отношениям с другим человеком в социальном и сексуальном плане. До этого времени большинство проявлений сексуальности были мотивированы поиском эго-идентичности.

Интимность — это способность слить воедино свою идентичность с идентичностью другого человека без опасения потери себя. Для того, чтобы находиться в истинно интимных отношениях с другим человеком нужна стабильная идентичность, которая достигается на предыдущей стадии.

Напротив, подростковая «любовь» может оказаться попыткой проверить собственную идентичность, используя другого человека. Многие люди вступают в брак, чтобы обрести идентичность в другом человеке, но эта стратегия не ведет к здоровым долгосрочным отношениям.

Способность к интимности — это способность любить и заниматься общественно полезной работой. Излишняя поглощенность собой, неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.

Погруженные в себя люди могут вступать в совершенно формальное личностное взаимодействие (работодатель – работник) и устанавливать поверхностные контакты (клубы здоровья, марафоны похудения).

Такие люди ограждают себя от любого проявления настоящей вовлеченности в отношения, потому что повышенные требования и риск, связанные с интимностью, представляют для них угрозу. Им также свойственно занимать позицию отчужденности и незаинтересованности в отношениях с сослуживцами.

Положительное качество периода — любовь — способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения. Такой тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

Социальное дополнение любви — этика. Нравственное чувство возникает, когда человек осознает ценность продолжительной дружбы и социальных обязательств и дорожит этими отношениями, даже если они требуют личной жертвы.

Основной вопрос: «Могу ли я полностью отдать себя другому человеку?» Положительное качество — бонус «игры» — любовь.

7. Средняя зрелость: продуктивность – инертность (25 – 65 лет)

Основная тема психосоциального развития данного периода — забота о будущем благополучии человечества.

Продуктивность — это забота старшего поколения о младшем, помощь в обустройстве жизни и выборе верного направления развития. Хороший пример — чувство самореализации у человека, связанное с достижениями его потомков.

Если способность к продуктивной деятельности преобладает над инертностью, то появляется бонус «игры» — забота. Она происходит из чувства, что кто-то или что-то имеет значение. Забота — это противоположность безразличию и апатии.

Забота — это расширение взятых на себя обязательств заботиться о людях, результатах, идеях, к которым человек проявляет интерес.

Взрослые, которым не удается стать продуктивными, переходят в состояние поглощенности собой и лишь потворствуют своим желаниям, удовлетворяя личные потребности.

С утратой продуктивности прекращается функционирование личности как деятельного члена общества — жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения. «Кризис старшего возраста» выражается в чувстве безнадежности и бессмысленности жизни.

Основной вопрос: «Что я могу предложить будущим поколениям?» Положительное качество — бонус «игры» — забота.
1. Ограничения: диеты, правильное питание, вегетарианство, сыроедение
Ограничения кажутся безобидными и даже полезными, если бы не одно большое но: организм лишается изобилия продуктов. Мы идем на компромиссы с телом, которые в конечном итоге приводят к расстройству пищевого поведения.

Любимый шоколад исключается из рациона на время диеты. Вместо него организм получает маленькую морковку из милого пакетика с надписью «Здоровый перекус». Организм просил морковку? Нет, мы намеренно проигнорировали потребность и пошли на конфликт. Чем ответит организм? Точно не стройностью.

Диеты — временное «лечение», после которого наступит возвращение к привычному образу жизни. Тут-то вы и поймете, что именно он и привел к лишнему весу. С этого момента начнется работа с настоящей проблемой!
2. Подсчет КБЖУ
«Лучший» способ абьюза ума над телом. Чувства — кинестетическая репрезентативная система блокируются, контроль над телом берет ум – дискретная репрезентативная система. Вспомните когда в последний раз организм посылал сигналы: «Я голоден и хочу 50 грамм углеводов, 100 грамм белка и 20 грамм жиров»? Не было такого, верно? Организм использует другие способы «общения»: включает чувства, запускает слюноотделение, посылает картинки в мозг.

«Я голоден и хочу пиццу с кусочками курицы, грибами, помидорами, расплавленным сыром сверху и чашку латте» — вот это уже больше похоже на сигналы организма. Уверена, вы прямо в процессе чтения почувствовали отклик и представили пиццу, чего не скажешь про 100 грамм белка.

Вести подсчет КБЖУ — это все равно что вести подсчет вдохов и выдохов и количества Азота (N), Кислорода (O) и Аргона (Ar) в них. Зачем? Организм сам прекрасно справляется с этой задачей. Если что-то идет не так, мы чувствуем желание открыть окно или прогуляться по парку, но точно не желание вдохнуть больше Аргона. Посмотрите на подсчет КБЖУ с другой стороны!

  1. Маркетинг: как еще заставить вас покупать еду, которая не вызывает отклик тела?
  2. Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР): заедать стресс тортом и вести подсчет КБЖУ — два равноценных способа психики справиться с тревогой.
  3. Расстройство пищевого поведения: подмена желаемых продуктов нужным соотношением КБЖУ — это вовсе не о здоровом пищевом поведении.

Организм умнее, чем кажется: он обладает прекрасной способностью саморегуляции — контроль мозга ему только мешает.
3. Интервальное голодание
Когда жизнь наполнена, сбалансирована и многогранна, то «интервальное голодание» случается само собой. Нам не нужно засекать время и ждать «ну когда же уже можно поесть» — голод приходит сам и отвлекает от любимых дел. Вместо того, чтобы искусственно решать проблему, подумайте: какой должна быть ваша жизнь, чтобы вы были увлечены ей, а не едой? Не ждите легких решений, это только на диетах сидеть легко — проблемы решать сложно.

Возможно, вам придется полностью сменить сферу профессиональной деятельности, перестроить личные отношения, переехать в более просторную квартиру или вовсе в другую страну. Расстройство пищевого поведения — подсказка подсознания о неудовлетворенности жизнью. В мире полно источников радости, помимо еды. Действуйте!
4. Марафоны похудения
Общаясь с людьми, мы неосознанно перенимаем их паттерны поведения — они считываются на невербальном уровне и, минуя сферу сознания, попадают сразу в подсознание. Так, общаясь с тревожными людьми, мы сами становимся тревожными, с депрессивными — депрессивными, с недовольными — недовольными. Это работает и в обратную сторону: общаясь со счастливыми людьми — счастливыми, с благополучными — благополучными, со стройными — стройными.

Понимаете к чему я веду? Стройные люди не ходят на марафоны, поэтому и способ не работает. Вместе сидеть на диетах, заниматься спортом и поддерживать друг друга — стратегия людей, которые хотят хотеть похудеть, но подсознательно выбирают остаться полными. Так работает самосаботаж — защитный механизм психики. Когда у меня был лишний вес, я только и делала, что наблюдала за стройными людьми и анализировала их пищевое поведение: «Чем я отличаюсь от них?» Наблюдения легли в основу данной инструкции.

Марафоны ценны только их автором, если он добросовестный и здоровые паттерны у него правда есть. Чаты поддержки — основной рассадник нездоровых паттернов. Расстройство пищевого поведения — серьезная проблема, где-то даже интимная — участие чужих людей лишнее.
8. Поздняя зрелость: эго-интеграция – отчаяние (от 65 лет)
Время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о достижениях и неудачах. Этот период знаменует начало старости, когда человека одолевают многочисленные нужды: приходиться приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье, к уединенному образу жизни и более скромному материальному положению, к смерти супруга и близких друзей, а также к установлению отношений с людьми своего возраста.

В это время фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту и происходит суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития эго.

«Только у того, кто каким-то образом заботился о делах и людях, кто переживал триумфы и поражения в жизни, кто был вдохновителем для других и выдвигал идеи — только у того могут постепенно созревать плоды семи предшествовавших стадий. Я не знаю лучшего определения для этого, чем эго-интеграция» (Эрик Эриксон).

Чувство интеграции эго проистекает из способности человека оглядеть всю свою прошлую жизнь: брак, детей и внуков, карьеру, достижения, социальные отношения и смиренно, но твердо сказать себе: «Я доволен».

Неотвратимость смерти больше не страшит, поскольку такие люди видят продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях. Только в старости приходит настоящая зрелость и полезное чувство «мудрости прожитых лет».

На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. Теперь на закате жизни они осознают, что уже слишком поздно начинать все сначала или искать какие-то новые пути, чтобы ощутить целостность своего «Я».

Недостаток или отсутствие интеграции проявляется в скрытом страхе смерти и ощущении постоянной неудачливости. Пожилые люди сожалеют о том, что жизнь нельзя прожить заново или отрицают собственные недостатки путем проецирования их на внешний мир, часто пытаются приукрасить воспоминания, чтобы обрести иллюзию целостности.

Чувства горечи и сожаления могут привести к старческому слабоумию, депрессии, ипохондрии, сильной озлобленности и паранойяльности. Общераспространенным у таких стариков является страх оказаться в доме для престарелых.

Пожилые люди должны участвовать в воспитании внуков, политике, оздоровительных культурных программах, если они хотят сохранить жизнеспособность в преддверии снижения физических и психических способностей.

Если пожилые люди заинтересованы в сохранении целостности своего «Я», то они должны делать гораздо больше, чем просто размышлять о прошлом.

Основной вопрос: «Доволен ли я прожитой жизнью?» Положительное качество — бонус «игры» — мудрость.
Вывод
Как видите, стадии фиксации ума на еде и внешнем виде нет, потому что получить бонус «игры» за красивое тело — это невротическая попытка схитрить и обойти развитие. Счастливые личные отношения не появятся, если вы похудеете — они появятся, если вы освоите интимность и близость, обретете эго-идентичность. Стройность — не самоцель, это бонус на пути развития и становления личности. Прислушайтесь ко внутреннему отклику: какие стадии пройдены успешно, а какие нет?