Диагностика
Все приблизительно знают детскую возрастную периодизацию: в два месяца ребенок должен уметь держать голову, в шесть — сидеть, в 1 год — ходить, в 2 — говорить. Если ребенок в пять лет не ходит и не говорит, ни у кого не возникает сомнений, что это проблема и ее нужно решать. Возрастная периодизация не заканчивается на детском возрасте: она продолжается всю жизнь. Каждому жизненному этапу соответствует своя задача — смотрите таблицу ниже. Если человек в ~25 лет не создал семью или не реализовался в профессии в ~35 лет, это тоже проблема и ее нужно решать.
Умения держать голову, сидеть, ходить и говорить нужны для физического развития и адаптации в социуме. Умения строить долгосрочные отношения и реализовываться в профессии нужны для личностного развития и тоже адаптации. Представляете как сложно ребенку играть со сверстниками, когда он не умеет ходить и говорить? Так же сложно взрослому эффективно взаимодействовать в социуме, когда он не умеет строить отношения и реализовываться в профессии.
1. Младенчество: доверие – недоверие (рождение – 1 год)
Степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит от качества материнской заботы. Если мать чутко заботится об индивидуальных потребностях ребенка и дарит ощущение, что она сама тот человек, которому можно доверять, то ребенок воспринимает мир безопасным и стабильным местом, а людей заботливыми и надежными.
Чувство доверия не зависит от количества пищи или проявлений родительской нежности, оно связано со способностью матери передать ребенку чувство узнаваемости, постоянства и тождества переживаний — эмпатии.
Младенцы должны научиться доверять не только внешнему миру, но и внутреннему: чувствовать побуждения внутренних органов и спокойно переносить временное отсутствие матери.
Если мать транслирует ребенку ненадежность, несостоятельность и отвержение, то ребенок воспринимает мир и людей недружелюбными, подозрительными, появляются недоверие и опасение за свое благополучие. Чувство недоверия может усилиться, когда ребенок перестает быть для матери главным центром внимания: возвращение к работе, рождение следующего ребенка.
Основной вопрос: «Могу ли я доверять миру?» Положительное качество — бонус «игры» — надежда.
2. Раннее детство: автономия – стыд и сомнение (1 – 3 года)
До наступления этой стадии дети полностью зависят от родителей. Затем развивается нервно-мышечная система, речь и социальная избирательность — дети начинают исследовать окружение и взаимодействовать с ним более независимо.
Они гордятся приобретенными навыками и хотят все делать самостоятельно: умываться, одеваться, есть, открывать ящики, разворачивать конфеты.
Благоприятное разрешение кризиса зависит от готовности родителей постепенно предоставлять детям свободу самостоятельно осуществлять контроль над своими действиями.
Если родители нетерпеливо и настойчиво делают за ребенка то, что он может сделать сам или, наоборот, ожидают действий, которые ребенок еще не в состоянии выполнить, появляются стыд, неуверенность и сомнение в своих способностях.
В зрелости у таких людей наиболее вероятно проявится обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР), которое лежит в основе расстройства пищевого поведения (РПП).
Социальное дополнение автономии — система правопорядка. Родители всегда должны быть справедливыми и с уважением относиться к правам и привилегиям других, чтобы в зрелом возрасте дети были готовы принять ограниченную автономию.
Основной вопрос: «Могу ли я управлять собственным поведением?» Положительное качество — бонус «игры» — воля.
3. Возраст игры: инициативность – чувство вины (3 – 7 лет)
В это время социальный мир ребенка требует от него активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, похвала является наградой за успехи.
У детей появляется дополнительная ответственность за себя и за то, что составляет их мир: игрушки, домашние животные, братья и сестры. Они начинают интересоваться трудом других, пробовать новое и допускать, что на других людях тоже лежит определенная ответственность.
Успехи в освоении речи и развитие моторики дают возможность контактировать со сверстниками и более старшими детьми за пределами дома, что позволяет участвовать в разнообразных играх. Это возраст, когда дети начинают чувствовать, что с ними считаются, а их жизнь имеет цель.
Будет ли у ребенка чувство инициативы превосходить чувство вины зависит от отношения родителей к проявлению его волеизъявления. Дети, чьи самостоятельные действия поощряются, чувствуют поддержку инициативы.
Дальнейшему проявлению инициативы способствует признание родителями права ребенка на любознательность и творчество, когда они не высмеивают и не тормозят его фантазию.
Если родители не позволяют ребенку действовать самостоятельно, у него появляется чувство вины. Дети также испытывают вину, если родители наказывают их в ответ на потребность любить и получать любовь от родителей противоположного пола.
Когда ребенок скован чувством вины, от чувствует покинутость и собственную никчемность. Такие дети боятся постоять за себя, они ведомые в группе сверстников и чрезмерно зависят от взрослых. Им не хватает целеустремленности и решимости, чтобы ставить перед собой реальные цели и добиваться их.
Социальное дополнение инициативности — экономическая система общества. Потенциальные способности ребенка трудиться продуктивно в будущем и его самодостаточность зависят от способности разрешить кризис данного этапа.
Основной вопрос: «Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?» Положительное качество — бонус «игры» — цель.
4. Школьный возраст: трудолюбие – неполноценность (7 – 12 лет)
Этот период характеризуется возрастающими способностями ребенка к логическому мышлению и самодисциплине, а также способностью взаимодействовать со сверстниками в соответствии с предписанными правилами.
Любовь ребенка к родителю противоположного пола и соперничество с родителем своего пола уже сублимировались и выражаются во внутреннем стремлении к приобретению новых навыков и успеху.
У детей развивается чувство трудолюбия, когда они начинают обучаться в школе. Появляется интерес узнать что и как устроено, который подкрепляется и удовлетворяется окружающими людьми и учителями.
Если дети сомневаются в своих способностях или статусе в среде сверстников, это может отбить охоту учиться и сформировать чувство неполноценности. Кроме того, негативное влияние оказывает первостепенное значение пола, расы, религии или социально-экономического статуса вместо уровня знаний ребенка и его мотивации учиться.
Чувство компетентности и трудолюбие сильно зависят от школьной успеваемости. Однако, если дети воспринимают школьные достижения или работу как единственный критерий по которому можно судить об их достоинствах, они могут стать простой рабочей силой в установленной обществом иерархии.
Следовательно, истинное трудолюбие означает не просто стремление быть хорошим работником. Оно базируется на уверенности в том, что в поисках важных индивидуальных и общественных целей человек может оказывать положительное влияние на общество — нести пользу другим людям.
Основной вопрос: «Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?» Положительное качество — бонус «игры» — уверенность.
5. Юность: эго-идентичность – ролевое смешение (12 – 18 лет)
Основная задача периода — собрать воедино все имеющиеся к этому времени роли (сын/дочь, школьник, студент, спортсмен, музыкант) и интегрировать их в личную идентичность.
Неспособность юных людей достичь личной идентичности приводит к ролевому смешению — неспособности выбрать карьеру или продолжить образование.
Появляется пронзительное чувство бесполезности, душевного разлада и бесцельности.
Подростки ощущают неприспособленность, деперсонализацию, отчужденность и бросаются в сторону «негативной» идентичности — противоположной той, что настойчиво предлагают родители или сверстники.
Молодые люди пытаются укрепить свои социальные роли. Иногда это выливается в болезненную озабоченность тем, как они выглядят в глазах других по сравнению с тем, что сами думают о себе.
Чувство эго-идентичности — это сформированный «Образ Я», который считывают и принимают другие. Если внутреннее ощущение себя согласуется с тем, что считывают значимые другие, подросток чувствует себя уверенно и комфортно.
В социальном и эмоциональном отношении созревание подростков предполагает формирование новой оценки мира и отношения к нему. Они могут придумывать идеальные семьи, религии, философские системы, общественные устройства, а потом сравнивать и сопоставлять задуманное с несовершенством реального мира.
Во многих обществах подросткам разрешены отсрочки в принятии взрослых ролей — психосоциальный мораторий. Он реализован в форме системы высшего образования, что дает возможность молодым людям попробовать различные социальные и профессиональные роли до того, как они решат, что им нужно на самом деле.
Есть и другие примеры: многие молодые люди обращаются к различным религиозным системам или пробуют альтернативные формы брака и семьи до того, как найдут свое место в обществе.
Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, — верность — способность подростка быть верным своим привязанностям и обещаниям, несмотря на неизбежные противоречия в его системе ценностей.
Основной вопрос: «Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции?» Положительное качество — бонус «игры» — верность.
6. Ранняя зрелость: интимность – изоляция (18 – 25 лет)
Формальное начало взрослой жизни: период ухаживания, раннего брака и начала семейной жизни. В течение этого времени молодые люди ориентируются на получение профессии и «устройство».
Появляется настоящая готовность к интимным отношениям с другим человеком в социальном и сексуальном плане. До этого времени большинство проявлений сексуальности были мотивированы поиском эго-идентичности.
Интимность — это способность слить воедино свою идентичность с идентичностью другого человека без опасения потери себя. Для того, чтобы находиться в истинно интимных отношениях с другим человеком нужна стабильная идентичность, которая достигается на предыдущей стадии.
Напротив, подростковая «любовь» может оказаться попыткой проверить собственную идентичность, используя другого человека. Многие люди вступают в брак, чтобы обрести идентичность в другом человеке, но эта стратегия не ведет к здоровым долгосрочным отношениям.
Способность к интимности — это способность любить и заниматься общественно полезной работой. Излишняя поглощенность собой, неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.
Погруженные в себя люди могут вступать в совершенно формальное личностное взаимодействие (работодатель – работник) и устанавливать поверхностные контакты (клубы здоровья, марафоны похудения).
Такие люди ограждают себя от любого проявления настоящей вовлеченности в отношения, потому что повышенные требования и риск, связанные с интимностью, представляют для них угрозу. Им также свойственно занимать позицию отчужденности и незаинтересованности в отношениях с сослуживцами.
Положительное качество периода — любовь — способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения. Такой тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.
Социальное дополнение любви — этика. Нравственное чувство возникает, когда человек осознает ценность продолжительной дружбы и социальных обязательств и дорожит этими отношениями, даже если они требуют личной жертвы.
Основной вопрос: «Могу ли я полностью отдать себя другому человеку?» Положительное качество — бонус «игры» — любовь.
7. Средняя зрелость: продуктивность – инертность (25 – 65 лет)
Основная тема психосоциального развития данного периода — забота о будущем благополучии человечества.
Продуктивность — это забота старшего поколения о младшем, помощь в обустройстве жизни и выборе верного направления развития. Хороший пример — чувство самореализации у человека, связанное с достижениями его потомков.
Если способность к продуктивной деятельности преобладает над инертностью, то появляется бонус «игры» — забота. Она происходит из чувства, что кто-то или что-то имеет значение. Забота — это противоположность безразличию и апатии.
Забота — это расширение взятых на себя обязательств заботиться о людях, результатах, идеях, к которым человек проявляет интерес.
Взрослые, которым не удается стать продуктивными, переходят в состояние поглощенности собой и лишь потворствуют своим желаниям, удовлетворяя личные потребности.
С утратой продуктивности прекращается функционирование личности как деятельного члена общества — жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения. «Кризис старшего возраста» выражается в чувстве безнадежности и бессмысленности жизни.
Основной вопрос: «Что я могу предложить будущим поколениям?» Положительное качество — бонус «игры» — забота.