Попытка заслужить любовь

Контакт с подсознанием
Согласно моим наблюдениям, существует всего две основных подсознательных причины расстройства, которые базируются на теории возрастной периодизации Эрика Эриксона: провал на стадиях юности и средней зрелости — ролевое смешение вместо обретения эго-идентичности и инертность вместо продуктивности. Метафорично я назвала их «попытка заслужить любовь» и «скучающий мозг». В этом уроке речь пойдет о первой: похудей, или умри в одиночестве!

Расстройство пищевого поведения не может быть без дисморфофобии — недовольства телом, а дисморфофобия — без желания вызвать влюбленность у объектов симпатии и получить признание на брачном рынке. Тема становится актуальной в подростковом возрасте, когда основная референтная группа — сверстники, основные интересы — симпатии в межличностной коммуникации, а основная задача развития — обретение эго-идентичности.

Вернемся к метафоре компьютерной игры, где каждый возрастной этап является новым уровнем развития личности. Успешное прохождение повышает скилл и дает бонус для следующих уровней — суперсилу, неуспешное — понижает скилл и формирует ахиллесову пяту, которая делает вас уязвимым. Суперсила периода юности — обретение эго-идентичности и верности самому себе, ахиллесова пята — ролевое смешение и диффузия идентичности.

Зацикленность на внешности

Что это значит в контексте расстройства пищевого поведения? Что будучи подростком, вы зациклились на единственном компоненте собственной личности — внешности, в то время как задачей развития было формирование целостного представления о себе: «Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции?»

Знакомство с собой помогает выстроить сильный внутренний стержень и взаимодействовать со значимыми другими, вызывая симпатии к качествам характера, интересам, видению и образу жизни, а не только к внешнему виду. В противном случае, создается ложное впечатление, что вы живете в мире, где важна только внешность.

Подобные представления вгоняют в туннельное мышление, заставляя анализировать и оценивать всего один параметр личности. Вы сами становитесь человеком, для которого внешность играет первостепенное значение, а затем проецируете эту же ценность на других людей, ошибочно полагая, что она принадлежит им.

Проекция — механизм психологической защиты, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как происходящее из вне.

Убеждение приобретает свойство «самоосуществления» и запускает подсознательный механизм создания реальности, где к вам притягиваются люди с таким же убеждением, следовательно они тоже провалили подростковую стадию развития личности и получили ахиллесову пяту вместо суперсилы.

Дисморфофобия связана со страхом набрать лишний вес и присуща стройным людям, полные — зациклены на инверсии проблемы. Они растождествляются с телом и обретают верность самому себе — суперсилу во всех аспектах личности, кроме внешности: «Пусть меня любят за мой блестящий ум, интересы и черты характера».

Здоровое самовосприятие предполагает равномерное развитие и трансляцию всех конструктов личности: тело, ум и душа. При знакомстве с вами, другие видят целостную картину, вместо восприятия только какой-то ее части: самой красивой, умной или душевной.

Вы осознаете и цените свою уникальность, транслируете собственные интересы и убеждения, вместо подстройки под интересы и убеждения значимой группы, уважаете свои и чужие личные границы — так проявляется верность самому себе. В этом случае по-настоящему «ваши» люди получают возможность вас заметить: формируется новая группа, в которой можно быть собой и свободно делиться тем, что нравится.

Диффузия идентичности, напротив, отодвигает вас от себя настоящего, вынуждая подстраиваться под группы, к которым вы хотите или «должны» принадлежать. В конечном итоге вы забываете что любите и цените на самом деле, каковы ваши истинные убеждения и цели.

Стадия развития, о которой идет речь актуальна для возраста 12–18 лет. Сейчас вы старше, соответственно, следующие стадии проходите со слабым качеством личности — диффузией идентичности. Таким образом, может оказаться, что ваши партнер и сфера профессиональной реализации выбраны не по внутреннему отклику, а для удовлетворения невротических потребностей.

Страх отвержения

В контексте сферы личных отношений, невроз формируется на сильнейшем подсознательном страхе смерти. Наша генетика отлично помнит времена, когда для выживания требовалась принадлежность к группе. Проявления индивидуальности и трансляция ценностей, отличных от ценностей группы, могли привести к исключению, одиночеству и, следовательно, смерти. Поэтому мы панически боимся отвержения значимыми людьми: родителями, одноклассниками, коллегами по работе, друзьями, любимым человеком и пойдем на любые жертвы, чтобы этого не допустить.

Чувствую вопрос, который крутится у вас в голове: «Что с этим делать?» Решение проблемы кроется в ее переосмыслении: интегрируйте полученную информацию в свою картину мира, чтобы она стала шире и отследите какие новые стратегии реализации позитивных целей появились? Насколько вы верны самому себе? Что нужно изменить в жизни, чтобы она точнее и лучше отражала вашу подлинную идентичность?

Часто нам достаточно узнать как должно и может быть. Например, для написания этой части главы мне понадобилось узнать, что нормально заниматься писательским ремеслом поздним вечером, после завершения других дел. Об этом я прочитала в книге Джулии Кэмерон — она расширила мою картину мира, и я нашла новый способ продуктивно творить. Если бы вместо этого я анализировала почему не могу написать ни слова, вы бы до сих пор не получили нужную информацию.

Записывая эти строки, я делаю то же самое для вас: дополняю новыми «пазлами» картину мира, рассказывая каким должен быть подростковый уровень развития личности, чтобы вы нашли другой способ удовлетворения потребности в любви. Новая информация приведет к новым инсайтам, а они — к новым действиям и результатам, до это вы просто не обладали нужными знаниями.